2 ГИС

Плясов

г. Новокузнецк

Тот не герой, кто не поднялся на Великую Стену

Три недели назад вернулся с Пекина, где пребывал несколько недель по делам. Это уже вторая моя поездка в Китай, последний раз я там был ровно 10 лет назад. Пекин я просто не узнал, за это время там поменялось всё и в лучшую сторону.

Если раньше там по дорогам передвигались тысячи велосипедистов и мопедов, то сейчас их практически не видно, по дорогам бегают свежие автомобили известных брендов. Фотографировать в этот раз город и улицы не то, что не хотелось, не было времени и возможности, передвигался я на микрике, а снимать из окна машины совсем не удобно.

Ещё раз посетил те места, в которых был 10 лет назад, дабы вспомнить всё, поднялся второй раз в жизни на Великую Китайскую Стену до самой ее вершины. Тур к Великой Китайской Стене я заказал в интернет-агентстве. Вообще, конечно, из Пекина не так сложно доехать до Стены и самому, но на 23-й день путешествия было уже настолько невмоготу изучать разные сайты и рассчитывать маршруты, что я решил расслабиться. Тем более, что рассказы в Интернете пестрели такими советами: «идите на автовокзал, там садитесь на 919-й автобус, но учтите, что их там несколько, вам нужен тот 919-й, который в дальнем углу». Вот не хотелось этой китайской «множественности», хотелось, чтобы за мной просто просто заехали в отель и забрали в тур.

Гид позвонил в номер отеля вечером, сказал, что его зовут господин Мин, и что он будет ждать меня в 7:20 утра. Наутро Мин, довольно хорошо, кстати, для китайца говоривший по-английски, сказал, что всего в туре нас будет трое. Первый, предупредил он, будет handicapped man, то есть, если неполиткорректно, то инвалид, а точнее — глухонемой. За вторым заехали в недешевый отель «Пекин». Гида долго не было, затем он появился в сопровождении молодого мужика. Садясь в машину, он пробурчал что-то нечленораздельное. Затем, в ответ на реплики гида, тоже лишь что-то мычал. В определенный момент у меня сложилось впечатление, что и этот – тоже глухонемой! Вот ведь повезло, да?

Но позже выяснилось, что «our Irish friend» не глухонемой, а просто, видимо, вчера в отеле, как в том анекдоте, он пил с русскими и чуть не умер. Соответственно сегодня он жалел о том, что вчера не помер и… Всю дорогу канючил у гида, чтобы его отправили назад, в «Beijing Hotel». Он даже был согласен, чтобы его просто высадили на обочине дороги, но гиду пришлось объяснить, что мы к этому времени отъехали уже достаточно далеко от Пекина, так что такси он здесь вряд ли найдет. Так бедолага и мучился с нами целый день. Гид даже уступил ему переднее место, чтобы тому было удобнее спать.

Первым пунктом экскурсии были гробницы императоров династии Мин. «Как моя фамилия», - шутил гид. Эта династия правила Китаем с 14-го по 17-й век, начиная с того момента, как китайцам удалось избавиться от монгольского ига, и до тех пор, когда Китай не завоевали манчжуры, установившие свою династию Цин, к которой, кстати, принадлежал и последний китайский император Пу И.

Но если коротко, гробницы эти – наглая разводка туристов на деньги. Во-первых, как сказал гид, из 13 гробниц мы посмотрим только одну, самую большую. А во-вторых, «сама гробница находится позади храма, и ее не раскапывали». Так что смотреть там абсолютно нечего. Но при этом упоминание дополнительного пункта в туре добавляет этому туру веса, а значит, сказывается и на цене.

Дальше было посещение фабрики нефрита. Это уже совершенно откровенный развод и обман, и турфирме наверняка приплачивают за заезд сюда. Но гид молодец, что поехал сюда до, а не после стены, ведь самое интересное лучше оставить на конец, не правда ли?

На фабрике нам показали, как работники пилят куски нефрита, а затем вырезают из них такую игрушку, где несколько сфер вращаются внутри друг друга. Ну и остальные поделки, конечно, тоже. Народу у нас в группе было немного, шопингом мы здесь заниматься не стали, так что много времени это не отняло.

Ну и, наконец, нас привезли к Великой Стене. Изначально предполагалось, что это будет самый раскрученный среди туристов участок у города Бадалин, но вот на указателе промелькнуло «Badaling Great Wall — 13km», а мы уже остановились у каких-то гор, где было видно, как стена петляет по склонам. Называется этот участок – Цзюйюнгуань (Juyongguan). Прямо от автостоянки стена здесь уходит резко вверх, поднимается на самую вершину горы, затем спускается, пересекает дорогу, поднимается на холмы на противоположной стороне, проходит по хребту и спускается к автостоянке. Как сказал гид, на прохождение всего круга уйдет 4-5 часов. Мы же, как предполагалось, за полтора-два часа можем подняться по стене до вершины и спуститься обратно.

Народу вверх лезло много. Пыхтели, отдувались, останавливались передохнуть, но все равно лезли дальше. До вершины я добрался минут за 40 наверно, и это еще при том, что ждал глухонемого, раз уж гид поручил нам быть вместе. Наверху народ фотографировался у самой высокой башни и спускался той же дорогой вниз. Я же выбрал ту дорогу, что шла вкруговую. Сверху стена на противоположном от дороги склоне горы совсем не выглядела такой высокой.

На обратном пути я расспросил гида о смысле некоторых иероглифов. К примеру, в словах «вход» и «выход» первый иероглиф означает, соответственно, «внутрь» и «наружу», а второй (эдакий квадратик на ножках) в обоих случаях – «ворота». Я при этом посмеялся, ибо в слове «вход» первый иероглиф похож на идущего человека, а в слове «выход» — на двойные вилы с тремя зубцами, которыми выталкивают из ворот.